Без рубрики

Доставка грузов в Россию в постсанкционное время

Дмитрий Шибаков, генеральный директор ООО “ТВЕ” и эксперт по развитию и управлению бизнеса в области международной логистики, поделился своим видением, как устроена международная логистика после наложенных санкций.

В конце сентября 2022 года страны Запада разработали очередные санкции против России, которые были введены в октябре 2022 года.

Кого затронули санкции

Бойкот стран Европейского Союза, США, Канады, Великобритании, Южной Кореи, Австралии, Сингапура, Тайваня, Швейцарии, Новой Зеландии в ответ на действия России в Украине затронул различные сферы. Условно их можно разделить на две категории: экономическую и персональную. Персональные санкции не оказывают какого-либо влияния на экономику заинтересованных государств.

Экономические санкции составляют четыре направления:

  • финансы;
  • технологии;
  • энергетика;
  • транспорт и логистика.

Помимо государственных санкций, некоторые крупные международные компании, такие как VISA, Mastercard, рейтинговые консалтинговые компании, банки, технологические компании, крупные логистические компании, сократили или полностью приостановили свою деятельность в России.

Страны, из которых запрещен импорт

В ответ на санкции, направленные против нее, Россия ввела ответные ограничения. Был запрещен импорт отдельных видов продовольствия и товаров из США, стран Евросоюза, Канады, Украины, Австралии, Норвегии.

Введен запрет на импорт детских товаров, электроники, бытовой техники, товаров народного потребления, отдельных категорий техники и оборудования, продуктов питания (мясо и мясные изделия, морепродукты, молочные продукты, отдельный виды фруктов и овощей).

Старые маршруты с новыми товарами – схема перевозок европейских грузов через Турцию

После введения санкций, Турция стала транзитным государством, через который поступает товарная группа, запрещенная к экспорту из Европы или любой другой страны, поддержавшей санкции против России. Турция официально закупает товар из Европы, США и ряда восточных стран и также официально, как свою собственность, продает России. Аналогично она поступает и с Российским импортом. Разработана, абсолютно, легальная схема.

Турецкий вариант выгоден по нескольким причинам:

  1. Развитая логистическая инфраструктура Стамбульского порта;
  2. Обработка банками переводов занимает всего лишь несколько дней;
  3. Доступны морские, автомобильные перевозки, использование мультимодальных схем.
    Таким образом, Стамбул стал основным портом, где перегружается российский импорт и экспорт. Схема предельно проста: из запрещенных стран груз поступает в Стамбул, а оттуда доставляется в Российский порт Новороссийск и далее, по всей стране.

Схемы перевозок через Турцию

Перевозка по схеме «косвенного экспорта» осуществляется по маршруту Стамбул – Новороссийск при посредничестве турецкой компании, которая покупает запрещенные товары и перепродает их в Россию. На таможне товар проходит по процедуре «Импорт 40».

Схема «прямого экспорта» предусматривает доставку товара в Турцию, где, на таможенных складах, перепродается турецкой стороной в Россию.

Эти схемы используют не только страны ЕС, но и другие страны, такие, как США, страны Южной Америки, Африканские страны.

Самые безопасные и выгодные способы доставки груза из Турции – морские и автотранспортные перевозки, которые проходят без перебоев.

Большим спросом пользуется перевозка грузов в балк контейнерах. Наличие верхних (погрузочных) и нижних (разгрузочных) люков позволяет значительно ускорить погрузочно-разгрузочный процесс. Балки предназначены для перевозок как сыпучих товаров, так и штучных.

Ближний Восток еще ближе – схема перевозок через Иран

Через Иран идут грузы с нефтью, хлопком, легковым и грузовым автотранспортом, спецтехникой, продуктами питания, минеральными удобрениями, спецтехникой, стройматериалами, химической продукцией. Главную роль в этом грузопотоке играет порт Bandar-Abbas. Конечной страной назначения транзита является Россия и ряд стран СНГ.

Большая часть транзита перевозится автотранспортом, поскольку дизельное топливо на внутреннем рынке Ирана довольно дешевое. Груз, предназначенный для России, доставляется из Бандар-Аббаса в таможенно – складской комплекс Астары, расположенный на границе с Азербайджаном и уже оттуда следует на территорию России.

Схема доставки через Казахстан европейских товаров

В сложившейся ситуации доставка европейских товаров в Россию через Казахстан считается одной из самых выгодных. Здесь действует схема реэкспорта, когда импортируемый груз завозится в Казахстан, растамаживается и, затем, доставляется в Россию. Хозяином товара считается Казахстан.
Для доставки товара по этой схеме необходима компания, которая первоначально выступает заказчиком и покупателем европейского груза, а, после, его продавцом для России.

Из Европы в Казахстан груз доставляется автотранспортом или самолетами. В Россию возможна доставка товаров еще и железнодорожным транспортом.

Вывод

  1. Государства, принявшие санкции против России, сами оказались в весьма щекотливом положении, поскольку не ожидали, что Россия может принять ответные меры.
  2. Угроза экономического кризиса, вызванная принятием очередных пакетов санкций, вынудила государства – авторов этих самых санкций, искать пути экспорта своей продукции на российские рынки и рынки стран СНГ.
  3. Стамбул и Новороссийск, Бандар-Аббас и Астара стали основными точками, через которые проходит большая часть российского экспорта и импорта.
  4. Доставка грузов через Казахстан остается самым выгодным вариантом проведения импортно – экспортных поставок.
Кнопка «Наверх»