Site icon ORIENT | Новости, события, истории

Иван Васильевич в XXI веке: в кинотеатрах выходит семейный фильм «Грозный папа»

В четверг, 27 октября, в кинотеатрах выходит комедийная семейная лента Карена Оганесяна и Юрия Коробейникова «Грозный папа». Центральные роли в фильме исполнили Евгений Гришковец и Кирилл Кяро. Сюжет ленты вращается вокруг учёного-археолога и нерадивого отца Никиты Осипова, который всю жизнь ищет легендарную библиотеку Ивана Грозного. По стечению обстоятельств сам Грозный после того, как тяжело ранит сына, оказывается в современном мире. Такой поворот влечёт за собой цепочку разных событий и приключений. О работе над фильмом — в материале ORIENT.

В четверг, 27 октября, на экраны выходит российский семейный приключенческий фильм «Грозный папа» с Евгением Гришковцом и Кириллом Кяро в главных ролях. Также в ленте снялись Анастасия Тодореску, Елена Сафонова, Игорь Верник, Ирина Воронова, Михаил Орлов, Эрик Панич, Ульяна Пилипенко и другие актёры.

Сюжет ленты вращается вокруг членов семьи Осиповых, которые помогают Ивану Грозному, оказавшемуся в современном мире, вернуться назад. Появление царя не проходит бесследно для героев и меняет не только их мировоззрение, но и их самих.

Доброжелательная атмосфера и абсолютное доверие на площадке

Режиссёрами ленты выступили Карен Оганесян и Юрий Коробейников. Если первый знаком зрителям по таким лентам, как «Молоко», «Игра на выживание», «Пассажиры», то второй пробует себя в качестве постановщика впервые. Ранее основным направлением Коробейникова в кинематографе была операторская работа. Он участвовал в производстве таких картин, как «Метод», «Пара из будущего», «Ёлки 1914».

Оганесян признался в беседе с RT, что его коллега — «очень умный и думающий оператор с режиссёрским потенциалом». Талант Коробейникова постановщик оценил ещё во время съёмок сериала «Игра на выживание», где тот также выступал оператором.

«Я ему предложил помочь мне и полноценно быть (вторым. — RT) режиссёром, потому что большие картины непросто тянуть. Он очень любит технически крутые съёмки и уже подробно разбирается в драматургии», — рассказал Оганесян.

Кинематографист уверен, что в скором времени Коробейников станет интересным самостоятельным режиссёром.

Тем не менее на площадке «Грозного папы» не обходилось без творческих споров и разногласий. В итоге, впрочем, несмотря на первый опыт такого сотрудничества, постановщикам удалось разделить между собой обязанности и дополнить работу друг друга: если Коробейников отвечал за техническую составляющую и визуальное оформление ленты, то Оганесян — за художественную часть.

Исполнители центральных ролей Евгений Гришковец и Кирилл Кяро, а также генеральный продюсер и актриса Ирина Воронова отметили, что атмосфера на съёмочной площадке царила самая доброжелательная и тёплая, что является безусловной заслугой режиссёров. При этом оба очень требовательно и ответственно относились к своим задачам.

«У Оганесяна, как у опытного и матёрого режиссёра, первоклассно налажена атмосфера на площадке. Весь съёмочный коллектив очень хорошо ладит. Я снимался во многих фильмах и знаю, что это такое, какие бывают сложности на площадке в плане взаимодействия друг с другом, а Оганесян следил за этим… Юра — режиссёр чрезвычайно дотошный и утомительный, мог довести до большой усталости, но всегда ради превосходного результата», — отметил Евгений Гришковец.

По словам актёра, если один режиссёр занимался добавлением штрихов к портрету, то второй — закреплением образа.

Кирилл Кяро, который впервые попробовал себя в комедийном амплуа, рассказал, что участие в ленте стало для него испытанием. Но поскольку он уже работал с Оганесяном, они встречались на съёмках «Пассажиров» и «Прямого эфира», то целиком ему доверился.

«Я редко снимаюсь в комедиях, и для меня это был своего рода вызов — поработать в комедийном жанре с Кареном Оганесяном, который является мастером этого направления. Я ему полностью доверял и с удовольствием работал», — объяснил артист.

Нехватка семейного просветительского кино

По мнению Карена Оганесяна, в последние годы сложно найти пригодные для семейного просмотра отечественные фильмы, которые могли бы объединить старшее и молодое поколения. Отсюда и родилась идея «Грозного папы». По словам кинематографиста, он всегда хотел снять картину, ориентированную на детскую аудиторию, которую бы пересматривали так же, как он когда-то в детстве с упоением ждал начала любимых фильмов на ТВ. Постановщик отметил, что очень признателен Фонду кино за поддержку проектов детской направленности. В разговоре с RT он рассказал, что осознаёт степень ответственности своего поколения за воспитание юного зрителя кинематографом.

«Помню, как я в детстве снова и снова пересматривал и ждал такие фильмы, как «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Старик Хоттабыч», — отметил режиссёр. — Хотелось снять такое же кино, добрый и поучительный фильм, который родители бы советовали детям, а детям захотелось бы его пересматривать».

Однако задачу себе режиссёр поставил непростую: по его задумке, фильм не просто должен понравиться детям, но и пробудить в них живой интерес к прошлому, ключевым историческим объектам и видным деятелям.

«Хотелось, чтобы история была не пустая, а информативная и интересная, побуждающая зрителей узнать ещё больше, погуглив про гримуар, про легендарную библиотеку Грозного и про него самого», — объяснил Оганесян.

Образ Ивана Грозного не раз был отображён в кинематографе — в биографических драмах Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» и «Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор», в комедийной ленте Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», в драматической истории Павла Лунгина «Царь» и других фильмах. Новая история не имеет никакого отношения к прошлым картинам о царе.

«Понимаю, что в наше время имя Ивана Грозного в кино в первую очередь ассоциируется с фильмом «Иван Васильевич меняет профессию», но эти фильмы совершенно не связаны», — подчеркнул режиссёр.

Создание царя и учёного

Авторы ленты предлагают нетрадиционный, отчасти комедийный взгляд на царя. Они не ставили перед собой цели документально отобразить характер настоящего правителя — на экране скорее представлен добрый персонаж, по степени мудрости напоминающий старика Хоттабыча, а по капризности — Карлсона.

«У нас получился свой Иван Васильевич — собирательный образ из самого царя, старика Хоттабыча и Карлсона — такой не грозный, добрый и любящий отец», — отметил Оганесян.

Евгений Гришковец, который воплотил образ царя на экране, тоже подчеркнул, что его герой не является персонажем исторических документов или летописей.

«Мой герой, скорее всего, похож на Карлсона — персонаж довольно вредный, своенравный, эгоистичный, но при этом очень энергичный. С ним весело и интересно, потому что с ним постоянно происходят какие-то приключения. Самое главная задача героя — постараться исправить исторический ужас и не убивать сына», — рассказал актёр.

Идея доверить роль Грозного Евгению Гришковцу пришла Оганесяну ещё во время работы над фильмом «Молоко», где актёр сыграл эксгибициониста.

«Мы работали над проектом «Молоко», где у него (Гришковца. — RT) короткая, но суперзапоминающаяся роль. Тогда я почувствовал и подумал, что наш Грозный должен быть именно такой — умный, с харизмой, где-то строгий, где-то добрый. Было интересно его в этом образе видеть, и, я считаю, он превосходно справился», — отметил кинематографист.

Сам актёр признался, что согласился сниматься в картине, ещё не читая сценарий, и объяснил это тем, что готов принять любые предложения Оганесяна.

«Кто откажется от приглашения на маскарад? Сыграть Ивана Грозного — само по себе приключение», — пояснил Гришковец.

Во имя искусства актёры на съёмках были готовы жертвовать комфортом и терпеть любые неудобства. Так, Гришковцу приходилось по 12 часов в сутки ходить в 15-килограммовом костюме, приклеенной бороде, на прикрепление которой уходило по полтора-два часа, и в парике, поэтому он сбривал свои волосы. Актёр очень опасался, что седой парик, который приходилось надевать на протяжении года, был сшит из человеческих волос. Оказалось, они принадлежали овцебыку и козе. Этот факт успокоил актёра, поскольку, по его словам, носить волосы другого человека — странновато, а шерсть животного — нормально. А вот шапочке, в которой снимался Гришковец, он был очень рад, ведь когда-то этот головной убор из жемчуга носил Николай Черкасов в том же образе.

«Шапочка, в которой я играл почти год, из картины «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна… Её нашли и приобрели в Казахстане. А один из кафтанов — с плеча Мамонова из фильма «Царь», — рассказал актёр.

Исполнитель роли археолога Кирилл Кяро специально отращивал волосы и усы, чтобы подчеркнуть характер своего героя. Осипов — мошенник и пройдоха, из-за чего жена (Ирина Воронова) развелась с ним, а заботу о детях (Эрик Панич и Ульяна Пилипенко) взяла на себя.

«Никита — исследователь-неудачник. Всю свою жизнь он ищет библиотеку Ивана Грозного, написал даже книгу про неё. Параллельно, так как научные исследования не приносят доход, ему приходится подрабатывать — продавать антиквариат или выдавать подделки за дорогой раритет. Он такой полумошенник-полуучёный — довольно популярный образ из 1990-х, когда люди, занимавшиеся наукой, перешли в бизнес. Несмотря на не совсем честное дело, впрочем, для него этот бизнес является безобидным, поскольку, судя по его философии, он обманывает людей, которые сами обманывают других и связаны с криминальным миром, в первую очередь он всё-таки учёный. И когда появляется какая-то зацепка, он бросает всё, чтобы найти труд своей жизни», — объяснил Кяро.

Взрослые трюки в кино для детей

Завязка сюжета позаимствована из эпизода жизни Ивана Грозного, изображённого на полотне Ивана Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Картина вызвала бурную реакцию общества и ожесточённую полемику вокруг достоверности факта убийства Грозным цесаревича. При дворе Александра III и вовсе сочли полотно отвратительным и искажающим историю. По одной из версий учёных, Иван Грозный лишь ранил сына, а не убил. Такого мнения придерживаются и авторы «Грозного папы».

«Взяв за основу известную картину Репина, нам хотелось показать, что на самом деле царь любил сына, а произошедшее — лишь несчастный случай», — рассказал Оганесян.

Всё остальное в картине является художественным вымыслом и исторической рефлексией авторов. После того как царь случайно ранит сына, он жалеет об этом. С помощью своего гримуара Грозный хочет вернуться назад, чтобы предотвратить фатальную ошибку, однако из-за стечения обстоятельств попадает в будущее — в наше время. Тут он и знакомится с Осиповыми, которые задаются целью вернуть царя обратно, задолго до того злополучного момента. Но прежде царь оденется в современный спортивный костюм, научится пользоваться смартфоном и познакомится с другими благами цивилизации.

Стоит помнить, что фильм в первую очередь детский, поэтому кинематографисты постарались грамотно обойти острые углы (например, никакой крови в ленте не будет), при этом отношение к производству было самым серьёзным.

«Детское кино нужно снимать по-взрослому. И мы с соответствующим настроем отнеслись к фильму, уделяя большое внимание подготовительному периоду. Чтобы всё выглядело максимально красиво и интересно для современного зрителя, в фильме есть и экшен-сцены, погони и невероятные трюки», — отметил режиссёр.

Зрители увидят на экране полномасштабные аттракционы из трюков, выполненных профессиональными каскадёрами. Впрочем, актёрам тоже довелось поработать над непростыми эпизодами — по словам Ирины Вороновой, в одной из сложных сцен они выполняли трюки самостоятельно.

«В одной из финальных сцен микроавтобус с семьёй Осиповых влетает в цирк и поднимается к самому куполу. Сцена снималась с реальными актёрами, без профессиональных дублёров», — отметила она.

Этот момент стал самым запоминающимся и для Кяро. По словам актёра, съёмки эпизода проходили в Ярославском цирке. Некоторые трюки выполняли сами актёры, но особо опасные для жизни элементы доверяли только профессиональным каскадёрам. 

До поднятия Volkswagen на купол внизу снимали крупные планы, актёры отыгрывали испуг, а когда для общего плана всех подняли наверх, изображать страх не пришлось — всё получилось натурально.

«Я поймал себя на мысли, что там, стоя на этой высоте, ты ведёшь себя совсем по-другому: не так интенсивно дышишь или двигаешься, ты более собранный, потому что это действительно страшно, несмотря на то что на нас всех была страховка… Такого шоу и экшена у меня в жизни не было. Никогда», — вспоминает артист.

Аутентичные локации

Чтобы создать нужную атмосферу, авторы ленты выбрали несколько локаций. С их помощью, по словам Вороновой, они хотели не только передать аутентичность исторических мест, но и показать красоту старой русской архитектуры. Ленту снимали в Ростове Ярославской области, в самом Ярославле, а также в Москве и Крыму. К слову, получить разрешение на съёмку на некоторых объектах было непросто.

«Все знают, что на Красной площади есть храм, но мало кто был внутри. Нам хотелось показать широкой аудитории, какой он красивый — достояние нашей нации… Из-за того что это объект государственного значения, мы достаточно долго боролись за него, — отметила продюсер. — Однако всё удалось решить с помощью некоторых знакомств».

Евгений Гришковец поделился забавным случаем, произошедшим летом во время съёмок в храме Василия Блаженного: актёр в облачении царя вышел на площадь и впал в немилость местных «вождей» — Сталина и Ленина, которые были недовольны тем, что Грозный нарушил очередь.

«Два дня храм Василия Блаженного был в нашем распоряжении, я исходил его вдоль и поперёк в образе царя. Было душновато, я вышел полностью в облачении царя на Красную площадь проветриться. Ко мне первым делом подбежали Сталин и Ленин с претензией: «Ты что творишь? Мы же договорились, что в среду ты не приходишь!» — рассказал он.

Говоря о  фильме, артист отметил, что зрителей ждёт «очень яркая, чудесная и редкая для сегодняшнего времени картина». В первую очередь потому, что необходимо показывать детям добрые истории и позволять им подольше быть маленькими.

«Чем дольше ребёнок остаётся ребёнком, тем дольше он заряжает свои жизненные батареи, чтобы продержаться как можно дольше в состоянии счастливого, доверчивого и интересно живущего человека. В ребёнке как можно дольше нужно поддерживать и культивировать детство», — заключил он.

Авторы ленты также отмечают, что основной замысел картины лежит на поверхности и заключается в ценности семьи.

«Детям важно знать, что, когда ты бежишь за мечтой, не стоит терять самое важное — поддерживающих людей, как герой, который искал сокровища в библиотеке Грозного, едва не потеряв семью. Даже Грозный осознал свою ошибку и захотел вернуться и изменить её», — заключил Оганесян.

Источник

Exit mobile version