UncategorizedИстория

Внутренняя и внешняя политика Усмана ибн Аффана

Многие люди, говоря о третьем халифе Усмане ибн Аффане, помнят лишь о серьезном кризисе (фитна), забывая при этом положительные тенденции при его правлении. В особенности, это заметно в трудах историков, в которых биография халифа Усмана занимает мало место в сравнении с биографиями первых двух халифов: Абу Бакра и Умара ибн аль-Хаттаба.

Внешняя политика

Усман ибн Аффан являлся одним из первых сподвижников Пророка Мухаммада, а также его родственником. Одним из главных его достижений во внешней политике было завоевание Ирана: в 651-652 гг. арабо-мусульманские войска покорили города Нишапур, Нис, Абиверд, Серахс, Мерв, Герат, Гузган и Балх.

В 652 году правитель Армении Теодос Рштуни признал главенство мусульман, благодаря чему смог сохранить самоуправление. Но затем наместник Сирии и Палестины Муавия был вынужден начать боевые действия, в ходе которых дошел до Терека. Огромная часть городов Армении, Грузии и Кавказской Албании, а также некоторые горные княжества, в числе которых был Табасаран, заключили мирные договоры с мусульманами, а год спустя был завоеван Дербент.

Летом 645 г. Александрия была отбита византийцами. Однако в декабре этого же года она вновь вернулась мусульманам. В 648 году, арабы вошли в Ифракию (современный Тунис и восточная часть Алжира).

В середине VII в. мусульмане осознали значимость флота и занялись его постройкой. Уже в 648 году, арабский флот высадился на Кипре. В 650 году, в результате сражения между арабским и византийским флотами мусульмане стали владеть Восточным Средиземноморьем.

В 653-654 гг. мусульмане стали возводить крепости и опорные пункты на арабо-византийской границе в Киликии и Верхней Месопотамии, которые были базами для походов в Византию.

Внутренняя политика

Внутреннюю политику халиф начал с порывом щедрости, он решил увеличить общественные пособия на 10 %. Он уровнял пособия, выплачиваемые арабам и неарабам. Халиф проводил более либеральную финансовую политику, ослабив контроль государства. Например, он позволил мусульманам лично вносить обязательный налог (закят), а не сдавать его официальным государственным сборщикам. Он позволил людям свободно распоряжаться собственными капиталами.

В начале халифата Усмана люди были довольны его политикой, однако со временем люди видели, что некоторым удалось нажить большие состояния, в том числе и правителям, большая часть из которых составляла из его родственников.

В таких условиях появился влиятельный класс богатых, что сразу породило движение недовольных. Демонстрация богатства болезненно воспринимались людьми бедными. Мухаммад ибн Сирин говорит об инфляции цен:

«При Усмане богатство стало столь изобильно, что можно увидеть, что рабыню продают по цене, равной её весу, за лошадь дают сто тысяч дирхамов, а за пальму тысячу дирхамов!».

Мятеж, который привел к убийству халифа Усмана, был обусловлен следующими причинами:

1. Финансовая политика халифа.

2. Административное управление государством, которое Усман доверил своим близким родственникам.

Тем не менее, приведенные аргументы никоим образом не могли оправдать убийство Усмана.

Усман сказал критикующим его следующее:

«Клянусь Аллахом, вы злитесь на меня за то, что уже сделал Умар (он имел в виду право на свободу решения)! Однако вы лежали у его ног, и он бил вас рукой и унижал языком, и вы волей-неволей подчинялись ему. Я же был с вами добр и хотел быть к вам ближе. Я не бил и не ругал вас, и это позволяет вам подняться против меня!»

Восставшие осаждали дом халифа сорок дней, смерть халифа Усмана наступила 18-ого числа месяца зул-хиджжа в 35-м году хиджры (656 г.) после молитвы аср (полуденная молитва). Ему было 82 года.

Несмотря на тяжелое положение, сложившееся во время правления Усмана, все же положительных тенденций было гораздо больше:

1. Включение в состав халифата Сасанидского Ирана;

2. Успешные походы в Северную Африку и Закавказье;

3. Создание флота и доминирование в Восточном Средиземноморье;

4. Кодификация Корана. Текст Священного Корана (мусхаф), который мусульмане сегодня читают, идентичен тому, который сохранил Усман.

Время халифа Усмана было отмечено изобилием материальных ценностей, имевшихся в общине. Время аскетизма, которое было свойственно правлению Умара, завершилось. Миссия Усмана оказалась очень сложной. Он должен был, с одной стороны – заботиться о поддержании среди мусульман духа эпохи пророка Мухаммада, а с другой – соответствовать требованиям своей эпохи и умонастроению людей.

Эта была очень трудная и, помимо того, неблагодарная задача. В этом-то и заключается драма халифа Усмана. Он пал жертвой собственной доброты и снисходительности. Он был справедливым человеком, честным в своих решениях и в том, как он руководил государством.

Ошибки допущенные Усманом в управлении, не могут разом перечеркнуть всё, что он сделал и стереть заслуги, которые признавал за ним Мухаммад. Не стоит забывать, что Усман ибн Аффан является одним из десяти, которым пророк Мухаммад при жизни обещал, что они войдут в Рай.

Кнопка «Наверх»