Ближний ВостокИсламКультура

Закат мусульманской культуры или всего лишь стереотип?

Наступил закат мусульманской культуры? Это одно из самых нелепых утверждений, которые никак нельзя отнести к такому разнообразному мусульманскому миру. Начнем с того, что интерес мусульман к развитию своей культуры был обострен, начиная с глубокой древности. Еще пророк Мухаммад произнес свою знаменитую фразу о том, что даже многобожник может получить свободу, если он научит десять мусульман читать и писать, а любой пленный, желающий выйти на свободу, но не имеющий денег для выкупа, может «заплатить» своей грамотностью.

Халифы – последователи, кроме всего прочего, всегда проводили главную идею своего руководства мусульманским сообществом как распространение знаний и умения мыслить. Своей основной задачей они считали ликвидацию невежества и насаждение культуры, достойного поведения и эрудиции. Уже в девятом веке в Иране начали создавать астрономический центр для научных исследований и публичную библиотеку под названием «Дом Мудрости».

Халиф Мамун вложил в это предприятие огромную сумму денег, чтобы отправить самых ученых и образованных людей того времени в другие страны с целью собрать лучшие книги по философии, математике, медицине, литературе на разных языках – сирийском, латинском, фарси, хинди, пехлеви и других. В те годы в Европе царила темнота, а книги и знания для европейцев еще ничего не значили, в то время как в крупнейших мусульманских библиотеках уже было около трех миллионов серьезнейших научных трудов в каждой.

Мечеть и университет

Мусульмане, захватывая город, в первую очередь строили в нем два здания – мечеть и университет, таким образом в начале 12 века в мусульманском мире уже работали больше двадцати крупных университетов со своими библиотеками и лабораториями для исследований. Только через 400 лет Карл V Мудрый основал Парижскую Национальную библиотеку, которой гордится вся Европа, но в ней хранились всего лишь около тысячи книг.

Кроме того, вспомним, что, когда в Европе царили страшные эпидемии, на Востоке их уже без усилий лечили. Спустя какое-то время европейцы получили драгоценные записи мусульманских медиков с фармакологическими формулами и исследованиями по симптоматике многих болезней того времени. После этого стала возможной профилактика массовых заболеваний. Также от мусульманских ученых пришла в мир серная кислота, серебро, нитроглицерин, спирт и другие вещества, сделавшие революцию в фармакологии.

Таким образом исламская культура внесла свой вклад в мировую медицину, химию. Приблизила книгопечатание к простым людям, сделав его экономичным, поскольку раньше бумага делалась из шелка, а мусульмане стали делать ее из хлопка. Книга стала доступна даже простым рабочим, которые теперь могли потратить какую-то часть своего бюджета на книгу.

Философия ислама

Сама философия ислама повлияла на главное в этом мире – на человека, пытаясь пояснить его как единственного носителя культуры, который для этого и создан, чтобы в своем превосходстве над другими земными субстанциями иметь неограниченные возможности для своего развития именно с точки зрения интеллекта и культуры. Даже Коран делил людей на тех, кто не имеет духовной жажды и больше склонен, подобно животным, находиться вблизи земли и тех, кто умеет летать, устремляясь к высоким духовным сферам.

Так мусульманская культура выступила образцом интеллектуального подхода, пытающего раскрыть природу и суть человека. Сейчас западный мир затмил мусульманский прогрессом во многих областях. Западные ученые тут же заговорили о закате исламской цивилизации.

Этот вопрос довольно спорный. Если у Запада есть технический потенциал, то у мусульманского мира – духовный, а это гораздо важнее и поэтому к мусульманам обязательно придут идеи, как ответить на вызовы другой, новой цивилизации.

Кнопка «Наверх»