ИсламИсторияЛичности

Замир-Али – мусульманский просветитель из Дагестана

 

Али Каяев (1878-1943) – выдающийся дагестанский просветитель и ученый первой половины прошлого века. Внес большой вклад в создание современной системы образования на Кавказе, был автором многих научных работ по истории ислама и богословию. В Дагестане его называли Замир-Али.

Незаурядные способности

Замир-Али родился в ауле Кумух, центре лакского народа Дагестана. Его отец был искусным оружейником (какими издревле славится Дагестан), однако он погиб в результате несчастного случая, когда Али было всего семь лет. Шефство над мальчиком взял кумухский имам Гази Сеидгусейнов, определив его в школу при мечети. Он сразу же заметил необыкновенную одаренность мальчика в науках и оказал ему всяческую поддержку в продолжении обучения. Благодаря его стараниям Али проходил обучение у лучших алимов Дагестана, после чего стал учеником шейха Али-эфенди Согратлинского.

В Согратле Али проучился около пяти лет. И в его распоряжении была богатейшая библиотека шейха Али-эфенди, которая позволила ему в кратчайший срок закончить курс обучения. В возрасте 21 года он получил приглашение в Астрахань на должность преподавателя медресе. В Астрахани он проработал шесть лет, после чего исполнил заветную мечту, поступив в лучший мусульманский университет мира – египетский Аль-Азхар.

Аль-Азхар

В Аль-Азхаре Замир-Али показал исключительные способности. Он был вторым по успеваемости на курсе, за два года – экстерном – прошел пятилетний курс обучения, получил диплом и был оставлен в университете преподавателем арабского языка. В Аль-Азхаре Замир-Али овладел прогрессивными методиками преподавания и задумал создать в Дагестане собственное медресе, подобное Аль-Азхару.

Здесь же он познакомился с идеями и трудами мусульманских реформаторов – выпускников и преподавателей Аль-Азхара, таких как Джамалуддин аль-Афгани и Мухаммад Абдо. Некоторых из них он узнал лично, как, например, Мухаммада Рашида Риду. Их реформы были направлены на приобщение мусульманского мира к передовым научным знаниям, к раскрытию творческого потенциала ислама как передовой мировой религии. Замир-Али стал твердым сторонником реформаторских идей.

Медресе Замир-Али

В родном Кумухе Замир-Али открыл медресе, которое по уровню и качеству образования не уступало лучшим мусульманским университетам мира. Замир-Али с успехом применял в своей школе «джадид» – «новый метод», пропагандировавшийся известным татарским ученым Исмаилом Гаспринским. Замир-Али стал первым дагестанским джадидом.

Те вещи, которые для современного человека считаются сами собою разумеющимися, в те времена были абсолютно революционными. Например, преподавание на родном языке, или изучение арабского языка через объяснение его грамматики на родном. Во всех мусульманских школах того времени арабский язык изучался через чтение тафсира без каких-либо объяснений. При такой методике ученики начинали смутно понимать, о чем идет речь, только через два-три года обучения.

«Джаридат Дагистан»

В 1913 году царское правительство приняло решение издавать газету для Дагестана, получившую назание «Джаридат Дагистан» («Дагестанская газета»). Газета издавалась на арабском языке и была переводом русскоязычных «Дагестанских областных ведомостей». Главным редактором этой газеты стал Замир-Али.

Очень скоро, стараниями Замир-Али, газета стала самостоятельной. В ней печатались статьи ведущих просветителей и богословов Дагестана, излагались идеи джадида, перестройки системы образования, распространения знаний. Газета сыграла огромную роль в деле формирования прогрессивных взглядов дагестанской общественности.

Репрессированный ученый

Замир-Али с воодушевлением принял Февральскую революцию 1917 года, однако вскоре отошел от политической активности, недовольный приходом к власти крайне правых кругов Дагестана. До 1925 года Замир-Али служил кадием в Кумухе, затем переехал в Махачкалу, где служил в Краеведческом музее, путешествуя по Дагестану и собирая материалы по истории и этнографии.

В 30-е годы Замир-Али не избежал сталинских политических репрессий. Его дважды арестовывали по надуманным обвинениям. А в 1940 году сослали в пятилетнюю ссылку в Казахстан, где он и умер в 1943 году от тифа. С началом «хрущевской оттепели» он был посмертно реабилитирован.

Автор: Роман Аварский, востоковед

Кнопка «Наверх»