ИсламЛичностиНаука

Пять мусульманских философов, которых стоит прочитать

Мусульманская философская мысль дала миру величайших философов, которые выдвинули глубокие теории устройства мира и человеческого общества. Зачастую идеи мусульманских философов на много столетий опережали подобные теории западных ученых.

Однако же внимание широких кругов мусульман редко обращается к этим работам, поскольку, в отличие от непосредственно богословских работ по толкованию Корана и Сунны, труды по философии оперируют куда более сложными понятиями и сложны для осмысления. Тем не менее, для каждого образованного человека знание мусульманской философии открывает путь к углубленному постижению своей веры и в конечном итоге к повышению роли ислама как самой передовой религии.

Из множества философских трудов исламских ученых мы выделили пять имен, которые являются обязательными к прочтению каждым интеллигентным человеком: аль-Фараби, аль-Газали, Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Араби, Ибн Хальдун. Книги этих мыслителей были переведены на многие европейские языки, в том числе и на русский, и доступны в библиотеках или в электронном виде.

Аль-Фараби (872-951)

Известный как «Второй учитель» (первый учитель – Аристотель), Аль-Фараби был, пожалуй, самым крупным мыслителем Востока, сохранивший и углубивший учение Аристотеля и Платона с опорой на исламские взгляды. Аль-Фараби занимался метафизикой, теорией музыки, математикой, но главной его работой стала работа по политической философии «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».

Аль-Фараби рассматривает идеальную общину во главе с просвещенным правителем, движимую стремлением к общему благу и поиску знаний. Это один из первых трактатов в защиту демократического устройства общества, который содержит большое количество идей-откровений по разным философским аспектам.

Рекомендуемая литература: Аль-Фараби. Философские трактаты / аль-Фараби. — Алма-Ата: Наука, 1972

Аль-Газали (1058-1111)

Величайший мусульманский философ Абу Хамид аль-Газали был основоположником мусульманской онтологии и метафизики, оказавшим огромное влияние на целое поколение исламских мыслителей – Ибн Рушда, Ибн Туфайля, Сухраварди и других. Он был не только философом, но и богословом и правоведом. Во времена, когда в мусульманском мире шли жаркие споры между сторонниками рационального познания и приверженцами преобладания духовного откровения над разумом, имам аль-Газали нашел способ к объединению и синтезу противоборствующих взглядов, результатом которого стал его основополагающий философско-богословский труд «Возрождение религиозных наук». Этот труд является кладезем философских знаний и важным опорным пунктом в понимании исламского мировоззрения.

Рекомендуемая литература: Аль-Газали, Абу Хамид Мухаммад. Возрождение религиозных наук. В десяти томах / Абу Хамид Мухаммад аль-Газали. – Махачкала: Нуруль иршад, 2011

Ибн Рушд (1126-1198)

Ибн Рушд, известный на Западе как Аверроэс, оказал огромное влияние на западную религиозную и философскую мысль. Некоторые мусульманские историки называют современный «просвещенный Запад» ничем иным как «отражением Аверроэса».

Ибн Рушд был мыслителем, врачом, правоведом маликитского мазхаба. Одним из его самых значительных произведений является «Опровержение опровержения», написанное в форме полемики с книгой аль-Газали «Опровержение философов».

Рекомендуемая литература: Аверроэс. Опровержение опровержения / Аверроэс. – СПб.: Алетейя, 2016

Ибн Араби (1165-1240)

Ибн Араби является, пожалуй, самым глубоким и в то же время самым сложным для понимания философом. В отличие от аль-Фараби и Ибн Рушда он оперирует понятиями из области мистического знания, образами и явлениями, которые изначально по своей природе не поддаются описанию.

Его труды «Геммы мудрости» и «Мекканские откровения» являются основополагающими метафизическими сочинениями, перекликающимися с «Наукой логики» Гегеля. Это в первую очередь идея о смысле Творения в самораскрытии Творца в Им сотворенном (таджали). «Геммы мудрости» и «Мекканские откровения» вошли в 1-й том избранных трудов Ибн Араби, изданных московским издательством «Исток».

Рекомендуемая литература: Ибн Араби. Избранное. В 2-х томах / Ибн Араби. – М.: Исток, 2015

Ибн Хальдун или Ибн Халдун (1332-1406)

Ибн Хальдун был «отцом социологии» и «первым экономистом», который впервые обратился к изучению движущих сил общества. Также Ибн Хальдун придерживался принципа эмпирического познания, в отличии от господствующего до него дидактического принципа (он изучал, как что-то происходит на самом деле, а не то, как это должно быть). Он разработал эмпирический метод познания, теорию общественных перемен и племенной солидарности как основной движущей силы этих перемен.

Идеи Ибн Хальдуна очень нужны современному мусульманскому миру для поиска своей самоидентификации и пути среди прочих народов планеты. Главным трудом Ибн Хальдуна стала «Книга поучительных примеров и сведения из истории арабов, персов, берберов и других современных им народов». Целиком она на русский язык не переводилась, но в этом и нет особой необходимости, ибо главную ценность этого труда составляет его Введение (Мукаддима по-арабски или Пролегомены по-гречески). В Мукаддиме как раз и сфокусированы главные идеи Ибн Хальдуна. Она издавалась несколько раз. Ниже приводится одно из самых полных изданий.

Рекомендуемая литература: «Введение (фрагменты)». Перевод С. М. Бациевой // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. IX—XIV в. М., 1961, С. 559—628

АвторРоман Аварский, востоковед

Кнопка «Наверх»