Культура

«Сценарий примирил с названием фильма»: Ирина Безрукова — о съёмках в «Эскортнице» и спектакле «Репетиция банкета»

В 2023 году у актрисы Ирины Безруковой состоялись две премьеры. В прокат вышел фильм «Эскортница», где она сыграла мать девушки с пониженной социальной ответственностью, а на сцене Московского Губернского театра был впервые показан спектакль «Репетиция банкета». В интервью RT Ирина рассказала, как проходили съёмки фильма и какие превращения ждали её в спектакле. Также она поделилась советами по сохранению молодости и порассуждала о том, что необходимо человеку, чтобы справиться с непростой жизненной ситуацией.

«Сценарий примирил с названием фильма»: Ирина Безрукова — о съёмках в «Эскортнице» и спектакле «Репетиция банкета»

  • Ирина Безрукова
  • © Виктория Апостолова

— В прокат вышел фильм «Эскортница» с вашим участием. Будоражащая тема, которая никого не оставляет равнодушным. Вы играете мать девушки с пониженной социальной ответственностью?

— Да, действительно, тема не самая безобидная. Мы понимаем, что значит слово «эскортница». И старшее поколение тоже понимает, что это девушки с низкой социальной ответственностью. Когда я получила предложение сняться в фильме с таким названием я, естественно, поинтересовалась, кто партнёры. Я узнала, что это Анна Старшенбаум и Дмитрий Нагиев. Только после этого попросила сценарий. Он уже примирил меня с названием фильма. Я тщательно выбираю, где я готова сниматься, а где — нет. Люди, которые за мной следят, мои подписчики, вероятно, будут удивлены, что я снялась в такой картине. Но, как говорят, артист — это адвокат своей роли. Мне же даже и не пришлось быть ни адвокатом, ни обвинителем. Моя героиня к древнейшей профессии никакого отношения не имеет.

Кроме того, был ещё один аспект. Когда меня пригласили, это была просьба выручить. Дело в том, что фильм был уже полностью снят и смонтирован, до премьеры оставалось две недели. У группы был форс-мажор. А я должна была улетать на гастроли, которые не имела возможности отменить. И у нас совпал всего один день, который я смогла уделить съёмкам.

— Почему так произошло, и как проходили съёмки в таком авральном режиме?

— Режиссёр и продюсер решили, что картину надо усилить ещё одним персонажем — мамой главной героини. В сценарий добавили воспоминания девушки, которая в 17 лет сбежала из семьи и выбрала этот трагичный путь.

Я играю учительницу из Тулы. Этот город я прекрасно знаю, так как играла в тульском драматическом театре, бывала там с гастролями. Моей напарницей по съёмкам была молодая актриса, ей нет ещё и 16 лет. Она играла мою семнадцатилетнюю дочь.

  • Ирина Безрукова на съёмках фильма «Эскортница»
  • © Фото из личного архива

Мой съёмочный день длился более 17 часов. Я закончила в третьем часу ночи, а съёмки ещё продолжались. Четыре часа снимали в сильный мороз, на улице, где были магазины, похожие на торговые точки в 1990-е. После этого переехали на квартиру, в которой наоборот было жарко. Моя героиня вошла с улицы и сразу оказалась в ситуации, когда надо выяснять отношения с дочерью. А вошла я в том, в чём на улице снималась: шерстяная водолазка, меховые ботинки и пуховик. После испытания холодом было испытание теплом. К тому же, в квартире, чтобы воспоминания выглядели убедительнее, был кинодым, а я ещё не вылечила бронхит и любой дым вызывал першение в горле и кашель.

Но артисты как солдаты: привычны делать через «не хочу» и через «не могу».

Дальше на ходу был небольшой обед, и мы переехали в больницу. Палата была очень скромной. Там съёмки длились ещё три часа. Моя героиня лежит без сил и плачет. Полтора часа перед этим занял возрастной пластический грим — меня превращали в 65-летнюю седую женщину.

День выдался непростым. Но в конце съёмок прозвучали аплодисменты, а режиссёр сказал: «Увидимся на следующей картине».

  • Ирина Безрукова
  • © Кадр из фильма «Эскортница»

— В этом фильме есть отсылки к знаковому для конца 1980-х фильму «Интердевочка», где переживания матери о том, что дочь занималась проституцией, привели к трагедии?

— Всё моё поколение смотрело фильм «Интердевочка». Я даже репетировала в театре роль молодой подруги главной героини. Эта пьеса взорвала и киноиндустрию того времени. Прямых референсов в «Эскортнице» нет. Тема похожа и какие-то моменты тоже кажутся похожими, потому что это одна сфера жизни. Когда-то таких женщин называли проститутками, потом путанами. «Интердевочка» — это как раз 1990-е. А потом придумали слово «эскортница». Вот и все совпадения. И ещё совпадение, что у моей героини мама учительница, как и в фильме «Интердевочка». И, естественно, она никак не может положительно относиться к такой профессии дочери. Педагоги прививали нам чувство нравственности, порядочности, честности, чистоты, благородства. И люди, которые несли это в себе, не могли поддерживать или одобрять древнейшую профессию.

— Каково было работать в пластическом гриме?

— Это заняло приличное время. Работать было комфортно. Мне повезло с гримёром. Другое дело, что волосы превратились в паклю из-за средств, с помощью которых имитировали глубокую седину. Когда после съёмки я посмотрела в зеркале на своё лицо после изнуряющих съёмок в дыму, на морозе, с трёхчасовыми слезами, в этом возрастном нездоровом гриме, я погрозила отражению пальчиком и сказала: «Следи, пожалуйста, за своим здоровьем. Видишь, какое может быть лицо». Меня это навело на мысли, что как бы я ни уставала, нужно планировать сон и отдых. Наша профессия надолго, у кого-то навсегда. Угнаться за молодостью нельзя, но всё же выглядеть моложе своего возраста, лет на 10-15 — приятно и по силам. Просто следуй правильному питанию, проверяй организм, поддерживай его и веди здоровый образ жизни.

  • Ирина Безрукова
  • © Виктория Апостолова

— Недавно состоялась премьера спектакля «Репетиция банкета». Вы исполнили там главную роль, режиссёром выступил Сергей Безруков. Как родилась идея этой постановки?

— Это уже вторая работа за последние два года в жанре комедии. Уже год я играю в спектакле «Мечтать не вредно» — это комедия положений, люди на ней очень много смеются.

И мне прислали пьесу «Репетиция банкета», героиня которой мне очень понравилась. Особенно то, что в ряде сцен она совершенно чужой для меня типаж. А в финале происходит превращение. Всё рассказывать не буду, оставлю интригу. На этом спектакле тоже много смеются. У меня четыре прекрасных партнёра.

И здесь была схожая ситуация, когда я запрыгнула в уходящий поезд. Потому что мужчины репетировали этот спектакль несколько месяцев, а я влилась к ним за несколько репетиций. Свою роль до премьеры от начала до конца я прошла всего три раза. Но после первого показа меня буквально засыпали цветами. Такого количества цветов в моей жизни не было никогда. Я поняла, что зритель соскучился и по мне, и по приятным эмоциям. Немного буффонадный спектакль-шоу, спектакль-концерт.

— «Репетиция банкета» не повторяет «Квартет И» с его «О чём говорят мужчины»?

— Как мне кажется, нет. Конечно, мужчины там раскрываются, где-то даже «исповедуются», обнажаются и душевно, и частично раздеваются. Но это совсем другой спектакль. Автор современный. Нет задачи никого повторять, хотя «Квартет И» я очень люблю. У нас это скорее спектакль-караоке, где можно подпевать, потому что песни известные. И зрители с удовольствием это делают. Если выискивать повторения, то это тоже комедия, там тоже четверо мужчин, они говорят, у них очень любопытные монологи, у каждого своя история, но мне кажется, это совершенно разные вещи.

— Вы сказали, что к концу спектакля ваша героиня проживает перерождение. Речь идёт о превращении Золушки в принцессу или о моральном перерождении?

— Происходит некий перевёртыш. Как сказал один из актёров, который смотрел премьеру в зале: «Ирина, вы меня просто заворожили. Это просто какой-то фокус». Больше я сказать не могу. Моя героиня меняется и внутренне, но скорее это всё же внешнее превращение. Что занятно, мне рассказывали друзья, которые невольно стали свидетелями разговоров в антракте, одна девушка отметила: «На афише Ирина Безрукова, надеюсь, она появится хотя бы во втором акте». Для меня это был высочайший комплимент, потому что я уже сыграла три сцены в первом акте, и эта девушка меня не узнала. Этого мы и добивались. И это превращение достаточно контрастное и несёт в себе важный смысл. В двух словах, чтоб не раскрывать все секреты нашего спектакля, мужчины иногда женщину не видят такой, какая она есть. Но стоит ей предпринять немного усилий, как мужчины голову сворачивают, глядя на эту женщину. А она всё та же.

  • Сцена из спектакля «Репетиция банкета»
  • © Из личного архива

— Возможно ли на самом деле доходчиво объяснить мужчине, чего хочет женщина?

— Да, конечно. Другое дело, согласится ли он с этим. Что касается автора нашей пьесы «Репетиция банкета», он в уста моей героини прямым текстом вложил, что хотят видеть женщины в своём мужчине. И когда я потом обращаюсь в зал и спрашиваю: «Правда, девочки?», зал откликается единым организмом: «Да!». Так что мужчины, если придут на спектакль, через меня просто услышат, что хотят женщины.

— Несколько лет назад достоянием СМИ стала история, как вы спасли Родиона Газманова, когда он был ещё ребёнком. И он благодарен вам до сих пор. Есть ли в вашей жизни люди, которых вы считаете своими спасителями и кому благодарны?

— Что касается Родиона, мы дружим с ним, притом дружим с его 13 лет, с той самой ситуации, когда мы познакомились. Я дружу с его мамой, общаюсь с его папой. Что касается меня, в моей жизни было много людей, которые на меня повлияли. Были моими спасителями, в том смысле, что стали примерами для меня, моими маяками. Некоторые из них меня даже не знают. Это выдающиеся личности, это книги, фильмы, стихи, это мои учителя — школьные и профессиональные. Если бы я не заинтересовалась театральной студией, непонятно, как бы я проводила свое время. Я родом из Ростова-на-Дону, и девочки там по-разному развлекаются. Спасителями я могу назвать своих друзей, которые в самый тяжёлый период моей жизни оказались рядом и ни на минуту не оставляли меня один на один с моими переживаниями. Мою сестру, мою подругу Лену, всех, кто проявлял ко мне участие. Очень важно, чтобы человек, который находится в трудной жизненной ситуации, психологической, моральной, физической, не оставался один. Чтобы были те, кто откликается, пытается взять на себя часть его боли, кто готов прийти и проследить, чтоб ты покушала, потому что иногда забываешь даже об этом. Эти люди являются моими ангелами. Мне очень повезло, что я их встретила. В первую очередь это мои родные и друзья, и я продолжаю встречать неравнодушных, сердечных, искренних людей, которые всегда готовы прийти на помощь.

Для меня является спасением история Махатма Ганди, история Иисуса Христа, история многих других чистых, светлых, выдающихся сердечных людей. В тяжёлые моменты жизни я обращалась к ним. Это и история жизни моей бабушки, моей мамы, которая продолжала бороться с раком, но при этом делала всё, чтобы её дочери получали полноценную заботу: ёлочку на Новый год, вкусные пироги, домашние торты. Она вязала, шила, готовила, делала своими руками ремонт, крахмалила нам рубашечки, но при этом тяжело болела. Вот это мои ангелы, мои спасители, я благодарна им всем.

Мир наполнен добрыми, прекрасными и чистыми людьми, главное — их увидеть. И если мир к вам расположен, если вы посмотрите по сторонам, моментов или поводов для благодарности может быть много. Вы тоже можете оказаться для кого-то опорой, или даже просто поднять настроение. Это иногда тоже очень важно.

  • Ирина Безрукова
  • © Виктория Апостолова

— Что у вас сейчас в работе? Чего ждать зрителям в ближайшее время?

— В работе три спектакля. Два из них — это комедии «Мечтать не вредно» и «Репетиция банкета». Третий я играю уже семь лет в Московском Губернском театре, он называется «Бесконечный апрель». Я называю его спектаклем, соединяющим сердца, скрепляющим родственные и дружеские связи.

Я съездила на несколько кастингов, и сейчас рассматривается моя кандидатура в том числе с другими артистами. Это всегда непредсказуемо, кого утвердят. Но вскоре будут результаты, и тогда я уже смогу поделиться, в каких проектах я начну сниматься в ближайшее время. Мы с моей командой рассматриваем ещё один проект-интервью, но об этом уже позже, когда будет всё более ясно. Я посещаю премьеры своих друзей в кино, в театре. Жду с нетерпением фильма о пяти последних днях из жизни Есенина. В нём я снялась с потрясающим артистом Александром Петровым. Это в двух словах, что происходит прямо сейчас. То, что рассматривается или в прогнозе — не в моих правилах об этом говорить. Чуть позже.

Источник

Кнопка «Наверх»