Многие востоковеды в последние годы отмечают процесс активного смещения соотношения между шиитами и суннитами Азербайджана в сторону последних. Этот процесс получил название «суннизации» Азербайджана. В качестве объяснения приводятся как демографические, так и политические причины этого процесса. В любом случае, возможность возникновения конфликта на этой почве эксперты отрицают, поскольку сосуществование шиитской и суннитской общин в Азербайджане всегда отличалось мирным, уважительным друг к другу характером.
Сколько в Азербайджане шиитов?
Сейчас никто не может с уверенностью ответить на этот вопрос. Традиционно шииты составляли 85% населения страны. Однако в настоящий момент, по данным Ахмета Ярлыкапова, старшего научного сотрудника Центра изучения проблем Кавказа, утверждать, что шииты в Азербайджане составляют большинство, уже нельзя. Ученый утверждает, что точные данные о том, каково в Азербайджане текущее соотношение шиитов и суннитов, никто предоставить не сможет, поскольку процесс «суннизации» идет стремительно и даже, как он выражается, «неконтролируемо».
Демографические причины
В 90-е годы после распада СССР в стране начались активные миграционные процессы, в частности, большой поток беженцев из Чечни, осевших в Азербайджане и принесших с собой суннизм шафиитского мазхаба. Естественное увеличение количества суннитов явилось важным фактором их роста по отношению к шиитам. Кроме того, сама организационная структура Духовного управления мусульман Кавказа, которая руководит мусульманами Азербайджана, устроена так, что возможность влияния суннитов на религиозные процессы в стране является более чем реальной: по Уставу, главой ДУМ Кавказа является шиит, а его заместителем – суннит.
Политические причины
Политический фактор играет в «суннизации» Азербайджана не последнюю роль. Главная причина заключается в стремлении руководства страны, начиная с Гейдара Алиева и заканчивая его сыном Ильхамом Алиевым, к сближению с Турцией. Главным фактором в этом сближении является общность языка – турецкий и азербайджанский язык являются родственными языками, некоторые даже считают азербайджанский язык диалектом турецкого. На этой основе в Азербайджане возникла теория «одного народа – двух государств», согласно которой турки и азербайджанцы представляют собой единую нацию.
Влияние Турции на Азербайджан особенно заметно сказалось после распада Советского Союза, когда в Азербайджан хлынула турецкая культура, музыка, фильмы. В отличии от «зашоренного» Ирана турецкое влияние воспринималось в Азербайджане как «глоток свободы». Так «естественным путем» сформировалась ориентация Азербайджана на Турцию и противодействие влиянию Ирана.
Единственным препятствием на этом пути оказалось межконфессиональное различие. Руководство Азербайджана заняло «просуннитскую» позицию и взяло курс на «мягкое потеснение» шиитского большинства. Глава ДУМ Кавказа шиитский шейх Аллашукюр Паша-заде все больше превращается в «свадебного генерала», который с трудом может влиять на реальные процессы в духовной сфере. Например, при открытии Игр исламской солидарности в Баку в 2017 году устроители предполагали начать Исламиаду суннитским азаном и шахадой без упоминания «первого имама Али». Мотивировалось это «международным характером» игр, и главе азербайджанских шиитов с огромным трудом удалось добиться отмены этого решения.
Будущее суннизма в Азербайджане
Процесс «суннизации» Азербайджана продолжается. Эксперты продолжают пристально за ним наблюдать. Будущее покажет, чем он закончится.